Рынок научного краудфандинга в России: анализ и оценка перспектив

Авторы

  • Э.Р Месропян Университет ИТМО (Национальный исследовательский университет) Санкт-Петербург
  • О.А Евсеева Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, 194064, Российская Федерация)

Ключевые слова:

Краудфандинг для науки, научная коммуникация, инновационное развитие, краудплатформа, финансирование науки, наука и просвещение, факторы успеха, спонсорская поддержка

Аннотация

Одна из главных проблем российской науки – отсутствие достаточного финансирования. Государственное финансирование – основной источник обеспечения научно-исследовательской работы в России. В данном исследовании осуществляется обзор научного краундфандинга в России, как нового инструмента финансовой поддержки и финансирования научных исследований. В исследовании рассмотрена перспектива краудфандинга как инструмента финансирования и стимуляции инициативы в российской науке. В рамках данного исследования были проведены анализ текущей ситуации на рынке научного краудфандинга и оценка направлений его развития в России. Было выявлено, что мировым центром краудфандинга является США. Американские краудплатформы сконцентрировали превалирующую долю краудфандингового рынка. Российский рынок научного краудфандинга не представляет собой полноценный инструмент, способный в настоящее время стать альтернативой государственному финансированию. Проведенный в рамках данного научного исследования теоретический анализ убедительно показывает, что национальный рынок научного краудфандинга сконцентрирован только на Planeta.ru и Boomstarter, крупнейших краудфандинговых платформах в стране. Было выявлено, что флагманом российского рынка краудфандинга являются творческие и культурные крауд-проекты. Также было выявлено, что первой российской платформой, открывшей специальную категорию для научных разработок, является интернет – ресурс Планета.ру.

Было установлено, что масштаб аккумулируемых средств научных проектов Planeta.ru превышает Boomstarter. По результатам теоретического анализа также было установлено, что долгосрочная стратегия развития и стимулирования научных инициатив эффективнее на Планета.ру, а краткосрочные управленческие решения – на Бумбастартер. С одной стороны, ученые используют краудфандинг как источник софинансирования исследований или альтернативу грантовой поддержки, с другой – не приемлют такой инструмент фандрайзинга.

По результатам анализа интервью и работы с литературой были определены инструменты популяризации научного краудфандинга и стимулирования его роста – просветительская деятельность, наличие краудпродюсеров по науке и модель синергии информационных ресурсов академических структур и опыта краудплатформ. Просветительская деятельность направлена на популяризацию научного краудфандинга, а также на поощрение большего числа авторов к применению этого инструмента и увеличение процента финансово успешных проектов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Метрики

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Э.Р Месропян, Университет ИТМО (Национальный исследовательский университет) Санкт-Петербург

магистр программы «Научная коммуникация» Университета ИТМО (национальный исследовательский университет) (Санкт-Петербург, 197101, Российская Федерация)

О.А Евсеева , Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, 194064, Российская Федерация)

к.э.н., доцент, Высшая школа технологического предпринимательства, Институт передовых производственных технологий, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, 194064, Российская Федерация).

Библиографические ссылки

Vachelard J, Gambarra-Soares T, Augustini G, Riul P, Maracaja-Coutinho V A Guide to Scientific Crowdfunding. PLoS Biol 14 (2): e1002373. (Feb., 2016). Stable URL: https://doi.org/10.1371/journal.pbio.1002373, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Аскеров А.А. Клаудплатформы как альтернативный источник финансирования инновационных проектов / А.А. Аскеров, И.Н. Дубина, Р.К. Сагиева // Экономика. Профессия. Бизнес – №1 – 2019 – С. 5-10;

Месропян Э.Р. Научный краудфандинг в России: развитие рынка и факторы успеха проекта. Национальный исследовательский университет ИТМО. (Июнь, 2021). Stable URL: https://nauchkor.ru/pubs/nauchnyy-kraudfanding-v-rossii-razvitie-rynka-i-faktory-uspeha-proekta-60e2fca3e4dde5000192349f, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Bi S., Liu Z. Y., Usman K. The influence of online information on investing decisions of reward-based crowdfunding // Journal of Business Research – vol. 71 – 2017. – P. 10-18

Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter // UNC Kenan-Flagler Research Paper – No. 2013- 15. – 2015. – p. 42

Мотовилов, О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей / О.В. Мотовилов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2018. - №2 – С. 298-317

E. Wheat Rachel, Wang Yiwei, Byrnes Jarrett E., Ranganathan Jai. Raising money for scientific research through crowdfunding. Volume 28, Issue 2, (February, 2013), pp. 71-72. Stable URL: https://doi.org/10.1016/j.tree.2012.11.001, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Borrero-Domínguez et al. Analysis of success factors in crowdfunding projects based on rewards: A way to obtain financing for socially committed projects. /Cinta Borrero-Domínguez, Encarnación Cordón-Lagares, Rocío Hernández-Garrido// Helyion, Volume 6, Issue 4, (April 09, 2020). Stable URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e03744, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Schwienbacher, A., Larralde, B. Crowdfunding of small entrepreneurial ventures. In: Cumming, D.J. (Ed.), The Oxford Handbook of Entrepreneurial Finance. Oxford University Press, Oxford, (30 Oct., 2010), pp. 1-23. Stable URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1699183, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Davies, R. Civic Crowdfunding: Participatory Communities, Entrepreneurs and the Political Economy of Place. Massachusetts Institute of Technology. (18 May, 2014), p. 173. Stable URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2434615, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Sajardo, A., Gil, M., Perez, S. El Sector no lucrativo en el marco de la nueva era tecnologica: el desafío del Crowdfunding social en Espana. Analisis del caso de la asociacion Alba Perez, lucha contra el cancer infantil. REVESCO. Revista de Estudios Cooperativos 124, (2017), pp. 128–151. DOI: 10.5209/REVE.56132

Cumming, D., Johan, S., Zhang, Y. The role of due diligence in crowdfunding platforms. J. Bank. Finance Volume 108, (November, 2019). Stable URL: https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2019.105661, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Jahnke, A. Who picks up the tab for science? – [Электронныйисточник] – Режимдоступа: http://www.bu.edu/research/ articles/funding-forscientificresearch/ (датаобращения: 15.09.2021 г.);

Точка зрения. Краудфандинг в науке. Мнения экспертов // ПостНаука – [Электронный источник] – Режим доступа: https://postnauka.ru/talks/33772 (дата обращения: 15.09.2021 г.);

Davidson, R., Poor, N. Factors for success in repeat crowdfunding: why sugar daddies are only good for Bar-Mitzvahs. // Information, Communication & Society– 2016. – P. 127-139;

Patel, N. Crowdfunded Science Is Here. But Is It Legit Science? // Wired – [Электронный источник] – Режимдоступа: https://www.wired.com /2015/04/crowdfunded-science-legit-science/?fbclid=IwAR2QeqyOUFHq-HD9tyc c7-EMnyjiu23a8VEAcOceuTAylKwGTT5gKSd-HRc (дата обращения: 15.09.2021 г.).

Загрузки

Опубликован

19.11.2021

Как цитировать

Месропян, . Э., & Евсеева , . О. (2021). Рынок научного краудфандинга в России: анализ и оценка перспектив. ДИСКУССИЯ | DISCUSSION | Journal of Scientific Publications on Economic, 107(4), 29–40. извлечено от https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/15