Рынок научного краудфандинга в России: анализ и оценка перспектив

Авторы

  • Э.Р Месропян Университет ИТМО (Национальный исследовательский университет) Санкт-Петербург
  • О.А Евсеева Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, 194064, Российская Федерация)

Ключевые слова:

Краудфандинг для науки, научная коммуникация, инновационное развитие, краудплатформа, финансирование науки, наука и просвещение, факторы успеха, спонсорская поддержка

Аннотация

Одна из главных проблем российской науки – отсутствие достаточного финансирования. Государственное финансирование – основной источник обеспечения научно-исследовательской работы в России. В данном исследовании осуществляется обзор научного краундфандинга в России, как нового инструмента финансовой поддержки и финансирования научных исследований. В исследовании рассмотрена перспектива краудфандинга как инструмента финансирования и стимуляции инициативы в российской науке. В рамках данного исследования были проведены анализ текущей ситуации на рынке научного краудфандинга и оценка направлений его развития в России. Было выявлено, что мировым центром краудфандинга является США. Американские краудплатформы сконцентрировали превалирующую долю краудфандингового рынка. Российский рынок научного краудфандинга не представляет собой полноценный инструмент, способный в настоящее время стать альтернативой государственному финансированию. Проведенный в рамках данного научного исследования теоретический анализ убедительно показывает, что национальный рынок научного краудфандинга сконцентрирован только на Planeta.ru и Boomstarter, крупнейших краудфандинговых платформах в стране. Было выявлено, что флагманом российского рынка краудфандинга являются творческие и культурные крауд-проекты. Также было выявлено, что первой российской платформой, открывшей специальную категорию для научных разработок, является интернет – ресурс Планета.ру.

Было установлено, что масштаб аккумулируемых средств научных проектов Planeta.ru превышает Boomstarter. По результатам теоретического анализа также было установлено, что долгосрочная стратегия развития и стимулирования научных инициатив эффективнее на Планета.ру, а краткосрочные управленческие решения – на Бумбастартер. С одной стороны, ученые используют краудфандинг как источник софинансирования исследований или альтернативу грантовой поддержки, с другой – не приемлют такой инструмент фандрайзинга.

По результатам анализа интервью и работы с литературой были определены инструменты популяризации научного краудфандинга и стимулирования его роста – просветительская деятельность, наличие краудпродюсеров по науке и модель синергии информационных ресурсов академических структур и опыта краудплатформ. Просветительская деятельность направлена на популяризацию научного краудфандинга, а также на поощрение большего числа авторов к применению этого инструмента и увеличение процента финансово успешных проектов.

Скачивания

Метрики

Просмотры PDF
103
Nov 19 '21Nov 22 '21Nov 25 '21Nov 28 '21Dec 01 '21Dec 04 '21Dec 07 '21Dec 10 '21Dec 13 '21Dec 16 '212.0
| |

Биографии авторов

Э.Р Месропян, Университет ИТМО (Национальный исследовательский университет) Санкт-Петербург

магистр программы «Научная коммуникация» Университета ИТМО (национальный исследовательский университет) (Санкт-Петербург, 197101, Российская Федерация)

О.А Евсеева , Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, 194064, Российская Федерация)

к.э.н., доцент, Высшая школа технологического предпринимательства, Институт передовых производственных технологий, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, 194064, Российская Федерация).

Библиографические ссылки

Vachelard J, Gambarra-Soares T, Augustini G, Riul P, Maracaja-Coutinho V A Guide to Scientific Crowdfunding. PLoS Biol 14 (2): e1002373. (Feb., 2016). Stable URL: https://doi.org/10.1371/journal.pbio.1002373, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Аскеров А.А. Клаудплатформы как альтернативный источник финансирования инновационных проектов / А.А. Аскеров, И.Н. Дубина, Р.К. Сагиева // Экономика. Профессия. Бизнес – №1 – 2019 – С. 5-10;

Месропян Э.Р. Научный краудфандинг в России: развитие рынка и факторы успеха проекта. Национальный исследовательский университет ИТМО. (Июнь, 2021). Stable URL: https://nauchkor.ru/pubs/nauchnyy-kraudfanding-v-rossii-razvitie-rynka-i-faktory-uspeha-proekta-60e2fca3e4dde5000192349f, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Bi S., Liu Z. Y., Usman K. The influence of online information on investing decisions of reward-based crowdfunding // Journal of Business Research – vol. 71 – 2017. – P. 10-18

Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter // UNC Kenan-Flagler Research Paper – No. 2013- 15. – 2015. – p. 42

Мотовилов, О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей / О.В. Мотовилов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2018. - №2 – С. 298-317

E. Wheat Rachel, Wang Yiwei, Byrnes Jarrett E., Ranganathan Jai. Raising money for scientific research through crowdfunding. Volume 28, Issue 2, (February, 2013), pp. 71-72. Stable URL: https://doi.org/10.1016/j.tree.2012.11.001, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Borrero-Domínguez et al. Analysis of success factors in crowdfunding projects based on rewards: A way to obtain financing for socially committed projects. /Cinta Borrero-Domínguez, Encarnación Cordón-Lagares, Rocío Hernández-Garrido// Helyion, Volume 6, Issue 4, (April 09, 2020). Stable URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e03744, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Schwienbacher, A., Larralde, B. Crowdfunding of small entrepreneurial ventures. In: Cumming, D.J. (Ed.), The Oxford Handbook of Entrepreneurial Finance. Oxford University Press, Oxford, (30 Oct., 2010), pp. 1-23. Stable URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1699183, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Davies, R. Civic Crowdfunding: Participatory Communities, Entrepreneurs and the Political Economy of Place. Massachusetts Institute of Technology. (18 May, 2014), p. 173. Stable URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2434615, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Sajardo, A., Gil, M., Perez, S. El Sector no lucrativo en el marco de la nueva era tecnologica: el desafío del Crowdfunding social en Espana. Analisis del caso de la asociacion Alba Perez, lucha contra el cancer infantil. REVESCO. Revista de Estudios Cooperativos 124, (2017), pp. 128–151. DOI: 10.5209/REVE.56132

Cumming, D., Johan, S., Zhang, Y. The role of due diligence in crowdfunding platforms. J. Bank. Finance Volume 108, (November, 2019). Stable URL: https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2019.105661, доступ свободный, дата обращения 15.09.2021;

Jahnke, A. Who picks up the tab for science? – [Электронныйисточник] – Режимдоступа: http://www.bu.edu/research/ articles/funding-forscientificresearch/ (датаобращения: 15.09.2021 г.);

Точка зрения. Краудфандинг в науке. Мнения экспертов // ПостНаука – [Электронный источник] – Режим доступа: https://postnauka.ru/talks/33772 (дата обращения: 15.09.2021 г.);

Davidson, R., Poor, N. Factors for success in repeat crowdfunding: why sugar daddies are only good for Bar-Mitzvahs. // Information, Communication & Society– 2016. – P. 127-139;

Patel, N. Crowdfunded Science Is Here. But Is It Legit Science? // Wired – [Электронный источник] – Режимдоступа: https://www.wired.com /2015/04/crowdfunded-science-legit-science/?fbclid=IwAR2QeqyOUFHq-HD9tyc c7-EMnyjiu23a8VEAcOceuTAylKwGTT5gKSd-HRc (дата обращения: 15.09.2021 г.).

Загрузки

Опубликован

19.11.2021

Как цитировать

Месропян, . Э., & Евсеева , . О. (2021). Рынок научного краудфандинга в России: анализ и оценка перспектив. ДИСКУССИЯ | DISCUSSION | Journal of Scientific Publications on Economic, 107(4), 29–40. извлечено от https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/15