https://discussionj.ru/index.php/polemik/issue/feed ДИСКУССИЯ | DISCUSSION | Journal of scientific publications on economic 2021-11-21T22:38:18+03:00 Vitaliy journal-discussion@mail.ru Open Journal Systems <p><strong>Журнал</strong> научных публикаций по экономике <strong>«Дискуссия»</strong> включен в <strong>Перечень журналов ВАК</strong> (Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук), а также в систему Российского индекса научного цитирования.<strong><br />Миссия журнала </strong>— ознакомление широкой читательской аудитории с разработками российских и зарубежных ученых в области экономической науки, а также поддержка сообщества ученых экономистов и всех тех, кто готов участвовать в дискурсе связанных с развитием экономической жизни общества. Популяризация российского и мирового опыта решения актуальных проблем функционирования и развития социальных институтов и влияния на них локальной и мировой экономики.</p> https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/12 Современные проблемы экономического развития субъектов РФ в контексте совершенствования системы государственного управления 2021-11-18T12:18:21+03:00 Е.В. Барашева barahevaev@bk.ru <p><em>Актуальность.</em> Экономическое развитие субъектов Российской Федерации является драйвером развития народно-хозяйственного комплекса страны в целом. Система государственного управления является механизмом, формирующим предпосылки экономического роста. Необходимость научно-теоретических изысканий обусловлена возможностью создания необходимой среды для социально-экономического развития современной общественной формации.<br><em>Объект исследования.</em> Экономическое развитие субъектов Российской Федерации.<br><em>Предмет исследования.</em> Совершенствование системы государственного управления во фрейме экономического развития.<br><em>Цель исследования.</em> Детекция современных проблем экономического развития субъектов Российской Федерации.<br><em>Задачи исследования.</em> Заключаются в рассмотрении: 1. Международного опыта теоретического анализа проблематики экономического развития; 2. Рассмотрение системы государственного управления, как тригерного механизма экономического развития субъектов Российской Федерации; 3. Формулировка объективных выводов, обусловленных научным характером исследования.<br><em>Методология исследования.</em> Использованы экономико-математические методы, определяемые системными принципами исследования.<br><em>Результаты исследования.</em> Выражаются в детекции современных проблем экономического развития субъектов Российской Федерации.</p> 2021-11-18T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Е.В. Барашева https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/13 Проблема обеспечения реализации импортозамещения инновационными предприятиями в современных экономических условиях 2021-11-18T13:24:12+03:00 Б.Н. Каримов Bulat_karimov@mail.ru <p>В данной статье рассматривается актуальный вопрос инновационной активности хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с позиции реализации целей федеральной программы импортозамещения. <br>Таким образом, <em>объектом исследования</em> выступает программа импортозамещения, как фактор, снижающий импортную и структурную зависимость народнохозяйственного комплекса России от поставок готовой и конечной продукции зарубежных производителей. <br><em>Предметом исследования</em> выступают хозяйствующие субъекты, проявляющие инновационную активность на территории Российской Федерации, продукция которых способна нивелировать зависимость от объёма импортируемой продукции на территорию России.<br>Используемые методы корреляционно-регрессионного анализа позволяют объективно и в полной мере достичь результатов исследования. Для этого на основании зарубежного опыта в вопросах решения зависимости экономической системы от объёмов и структуры импорта, строится факторная модель, составленная из факторов, по которым наличествуют статистические данные, и делается вывод степени корреляции и эластичности показателей на результирующий показатель.<br><em>Результаты данного исследования</em> убедительно отражают отсутствие связи между инновационной активностью и эффективностью реализации программы импортозамещения. Так коэффициенты достоверности во всех случаях меньше 0,8, при этом критерий Фишера также не является значимым по результатам проведения однофакторного дисперсионного анализа.</p> 2021-11-18T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Б.Н. Каримов https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/16 К вопросу о влиянии цифровых трансформаций на регулирование международной электронной коммерции 2021-11-19T05:11:47+03:00 Е.Н Смирнов smirnov_en@mail.ru С.В. Поспелов pospeliv-s@mail.ru Б.Д Нуриев nurievbd@mail.ru <p>Стремительное развитие&nbsp; международной электронной коммерции, которое наблюдается в течение последних нескольких лет,&nbsp; требует более системного и продуманного регулирования со стороны государства. Данное обстоятельство вызвано тем, что цифровые технологии формируют так называемую новую реальность, суть которой заключается в том, что международные коммерческие сделки выпадают из сферы традиционного регламентирования и контроля. Некоторые виды &nbsp;цифровых технологий, такие как технология распределенного реестра и искусственный интеллект,&nbsp; в корне меняют устоявшееся в течение длительного времени понимание юрисдикции государства. В настоящее время мы наблюдаем неэффективность регламентирования международной коммерции &nbsp;в рамках прежней парадигмы, когда понятие «юрисдикция государства» прямо или косвенно&nbsp; пересекалось с понятием «пространство».&nbsp; Авторы данного исследования полагают, что категория «юрисдикция государства» в перспективе будет пересмотрена с учетом&nbsp;&nbsp; особенностей складывающихся коммерческих правоотношений, субъектный состав которых может быть дополнен искусственным интеллектом. Авторами предлагается дополнить существующие подходы к теоретизации юрисдикции государства так называемым субъектно-объектным подходом, учитывающим особенности электронной сделки, которая оформляется в трансграничном формате.&nbsp; Пересмотр категории юрисдикция государства в перспективе может положительно сказаться на развитии электронной коммерции, экспорте цифровых услуг и привлечении зарубежных ИТ-компаний в российскую юрисдикцию.</p> 2021-11-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Е.Н Смирнов, С.В. Поспелов, Б.Д Нуриев https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/15 Рынок научного краудфандинга в России: анализ и оценка перспектив 2021-11-19T03:11:47+03:00 Э.Р Месропян mesropyan.emma@rambler.ru О.А Евсеева mesropyan.emma@rambler.ru <p>Одна из главных проблем российской науки – отсутствие достаточного финансирования. Государственное финансирование – основной источник обеспечения научно-исследовательской работы в России. В данном исследовании осуществляется обзор научного краундфандинга в России, как нового инструмента финансовой поддержки и финансирования научных исследований. В исследовании рассмотрена перспектива краудфандинга как инструмента финансирования и стимуляции инициативы в российской науке. В рамках данного исследования были проведены анализ текущей ситуации на рынке научного краудфандинга и оценка направлений его развития в России. Было выявлено, что мировым центром краудфандинга является США. Американские краудплатформы сконцентрировали превалирующую долю краудфандингового рынка. Российский рынок научного краудфандинга не представляет собой полноценный инструмент, способный в настоящее время стать альтернативой государственному финансированию. Проведенный в рамках данного научного исследования теоретический анализ убедительно показывает, что национальный рынок научного краудфандинга сконцентрирован только на Planeta.ru и Boomstarter, крупнейших краудфандинговых платформах в стране. Было выявлено, что флагманом российского рынка краудфандинга являются творческие и культурные крауд-проекты. Также было выявлено, что первой российской платформой, открывшей специальную категорию для научных разработок, является интернет – ресурс Планета.ру.</p> <p>Было установлено, что масштаб аккумулируемых средств научных проектов Planeta.ru превышает Boomstarter. По результатам теоретического анализа также было установлено, что долгосрочная стратегия развития и стимулирования научных инициатив эффективнее на Планета.ру, а краткосрочные управленческие решения – на Бумбастартер. С одной стороны, ученые используют краудфандинг как источник софинансирования исследований или альтернативу грантовой поддержки, с другой – не приемлют такой инструмент фандрайзинга.</p> <p>По результатам анализа интервью и работы с литературой были определены инструменты популяризации научного краудфандинга и стимулирования его роста – просветительская деятельность, наличие краудпродюсеров по науке и модель синергии информационных ресурсов академических структур и опыта краудплатформ. Просветительская деятельность направлена на популяризацию научного краудфандинга, а также на поощрение большего числа авторов к применению этого инструмента и увеличение процента финансово успешных проектов.</p> 2021-11-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Э.Р Месропян, О.А Евсеева https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/14 Моделирование управленческих воздействий на субъекты агропромышленного комплекса в цифровой отраслевой платформе 2021-11-19T04:30:43+03:00 Д.Р Мусина musinad@yandex.ru А.В Янгиров jangirovav@list.ru С.В Харитонов hsvprofit@yandex.ru <p style="text-align: justify;">Статья представляет собой продолжение авторского исследования на тему стратегического управления агропромышленным комплексом региона посредством инструментов цифровой экономики. <em>Целью исследования</em> в рамках данной статьи стала разработка методов управленческих воздействий на субъекты агропромышленного комплекса региона, которые могут использовать органы государственного управления в условиях работы с цифровым двойником агропромышленного комплекса региона – цифровой отраслевой платформой.</p> <p style="text-align: justify;"><em>Теоретическая значимость</em> исследования состоит в разработке методов управления, доступных для использования органами государственного управления в цифровой среде организационно-коммуникационной системы. Разработана схема управленческих воздействий через отраслевую цифровую платформу с обозначением типов потенциальных результатов. Выявлены дополнительные управленческие ресурсы, которые даст работа на платформе и предложены направления их применения. В частности, предложен механизм обработки больших данных, выгружаемых из системы, позволяющий формировать текущий бизнес-профиль отдельных хозяйствующих субъектов АПК, а также их категорий, дающий возможность перейти на качественно новый уровень управления – от воздействия к взаимодействию с объектами управления.</p> <p style="text-align: justify;">Новизна предложений авторов в сочетании в управлении через цифровую отраслевую платформу клиентоцентричной модели и Data Driven – аналитики.</p> 2021-11-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Д.Р Мусина, А.В Янгиров, С.В Харитонов https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/17 Трансформации мировой энергетической системы в контексте тенденции энергетического перехода 2021-11-21T20:25:00+03:00 Ю.В. Соловова yulia.solovova@gmail.com <p>Использование энергии является неотъемлемым условием развития цивилизации. Параллельно с развитием экономики, появлением новых форм энергии и технологий для ее использования происходят сдвиги в энергетическом балансе. В настоящий момент наблюдается акселерация тенденций энергетического перехода, предполагающего увеличение роли низкоуглеродной энергетики в контексте угрозы климатических изменений, что является значимым фактором неопределенности на мировых энергетических рынках. В статье авторы представляют исторический анализ, основанный на исследовании прошлых энергетических переходов, что может обеспечить основу для более глубокого понимания потенциала изменений в энергобалансе и их возможной динамики в ходе текущего энергического перехода. Кроме того, авторы рассматривают значимые особенности текущего энергетического перехода и ключевые факторы, предопределяющие трансформационные изменения.</p> 2021-11-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Ю.В. Соловова https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/18 Топливно-энергетический комплекс Турции в контексте устойчивого развития 2021-11-21T21:17:35+03:00 И.В Пашаев guliyevia@mail.ru И.А. Гулиев guliyevia@mail.ru <p>Экономика Турции – одна из динамично развивающихся экономик, которая сегодня находится на переломном этапе развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он характеризуется стремлением к зеленой энергетике в попытке создать устойчивый энергетический комплекс и снизить импорт энергоносителей, одновременно с этим страна старается снизить стоимость такой трансформации энергетики. Результатом этих противоположных тенденций является неопределенность будущего курса развития ТЭК. Эта неопределенность влияет не только на ТЭК, но и на такие основные сектора экономики страны как логистико-транспортный, туристический, на легкую промышленность, металлообработку, машиностроение мебельную промышленность. Именно эти сектора наиболее значимы для валового внутреннего продукта (ВВП) Турции. Целью исследования являетсядоказать трансформационный характер развития энергетики Турции на современном этапе в направлении зеленой энергетики и выявить его основные черты. Из этой цели, а также из анализа современных тенденций спроса и предложения на энергетическом рынке страны проистекает гипотеза исследования: наиболее экономически значимые сектора экономики Турции не получат значительных убытков от умеренной зеленой трансформации энергетики. Основным результатом статьи является доказательство выдвинутой гипотезы, а также выявление наиболее подверженных риску из основных секторов экономики Турции.</p> 2021-11-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 И.В Пашаев, И.А. Гулиев https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/20 Социальная ставка дисконтирования, социальный эффект и реализация национальных целей развития России 2021-11-21T22:38:18+03:00 В.А. Хайруллин Vitalik000@yandex.ru С.В. Макар svetwn@mail.ru Э.Н Ямалова yamalovaen@mail.ru М.Р Асадуллин asadullin-murad@yandex.ru <p>Национальные цели развития Российской Федерации определены указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. Сформулированные Президентом цели имеют важнейшее значение для всех аспектов жизни российского общества, определяя вектор развития общественных, экономических, политических, социальных и других явлений государства на долгие годы. В данном исследовании предлагаются теоретическое обоснование и авторские разработки методов оценки социального эффекта от реализации национальных целей развития Российской Федерации. <br><em>Объект исследования.</em> Национальные цели развития Российской Федерации, как ингерентный элемент экономической, социальной и бюджетной сфер жизни общества.<br><em>Предмет исследования.</em> Методы оценки социального эффекта, в рамках методологии экономической оценки феноменов общественной жизни: сохранения населения, здоровье и благополучие людей.<br><em>Цель исследования.</em> Заключается в теоретическом обосновании, предлагаемых методов оценки социального эффекта реализации национальных целей развития Российской Федерации.<br><em>Задачи исследования.</em> Рассмотрение и анализ зарубежных и собственных литературных источников предметной области исследования; использовании эвристического способа решения рассматриваемой научной проблемы с соблюдением принципов формальной логики; использовании научно-обоснованной аргументации предлагаемых методов; представлении расчётных формул и экономически обоснованных пояснений; в аргументированных выводах и научной детекции результатов исследования.<br><em>Методология исследования.</em> Использован теоретико-эвристический подход, определяемый общепризнанными методами научного познания: аналогия, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение и др., обусловленный феноменологическими и системными принципами исследования.<br><em>Результаты исследования.</em> Заключаются в представлении теоретически и научно-аргументированного метода оценки социального эффекта с наличием расчётных формул и целостной методики расчёта. Результаты исследования представлены в виде полноценного метода оценки социального эффекта от реализации национальных целей развития Российской Федерации в части целевых показателей, до этого не имеющих количественно измеримых значений. Обобщая результаты исследования, отметим, что разработка методов оценки социального эффекта от реализации национальных целей развития России, от освоения государственных инвестиций и т.п., прежде всего, необходима, для устранения значительной методологической бреши в области экономики, социологии, права и других общественных форм сознательной активности.</p> 2021-11-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 В.А. Хайруллин, С.В. Макар, Э.Н Ямалова, М.Р Асадуллин https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/19 Эффективность государственного управления как фактор повышения инвестиционной активности в регионе 2021-11-21T21:57:43+03:00 Н.Н Фролова frolova.molla@gmail.com И.В. Белинская belinska@yandex.ru Ю.Г. Терентьева luckyterenteva@yandex.ru <p>Рост макроэкономических показателей страны невозможен без усилий органов государственной власти, направленных на повышение роли инвестиций в экономике. Изучение факторов инновационного развития на уровне отдельных предприятий, регионов, страны имеет большую историю. Важность включения инвестиционного роста как фактора формирования эффективности стратегии системы отмечается многими зарубежными и отечественными авторами. Формирование условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов базируется на эффективной системе управления региональными системами. В то же время одним из решающих факторов формирования успешной государственной политики является структура органов государственной власти. Изучение данного аспекта в настоящее время практически не проводится. В данной статье рассматривается влияние системы государственного управления (на примере регионального уровня) на параметры инвестиционной деятельности. Для исследования используются методы статистического анализа и экспертной оценки. В рамках исследования были сформулированы 14 индикаторов оценки, которые сгруппированы по различныv направлениям, задан критерий оценки качества государственного управления, определена весомость каждого фактора. Объектами исследования являются регионы Российской Федерации. В качестве экспертов выступают представители предпринимательского сообщества, структур, осуществляющих поддержку предпринимателей в регионе. Детализация и выявление уровня влияния качества государственного управления на инвестиционную привлекательность региона проводились в наиболее репрезентативном регионе России в течение года. В результате проведенного исследования были выявлены причины недостаточной активности органов государственной власти региона, получены доказательства необходимости реализации мер по повышению эффективности государственного управления в стратегии развития инвестиционной деятельности страны. Согласно полученным выводам, в регионе необходимо разработать организационные схемы взаимодействия с бизнес-структурами, принять меры, направленные на развитие потенциала, способствующего продуктивному функционированию инноваций в регионе, а также сформировать организационную структуру регионального управления, отвечающую целям и задачам инновационного развития региона. Исследование влияния эффективности внутренней структуры органов государственной власти на рост инвестиционной активности в регионе и, как следствие, его экономическое развитие существенно дополняет методологию инновационного менеджмента. На основе разработанной методики оценки становится возможным проведение практических исследований инновационной инфраструктуры региона и страны в целом.</p> 2021-11-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Н.Н Фролова, И.В. Белинская, Ю.Г. Терентьева