Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения

Авторы

  • В. А. Колычева Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Ключевые слова:

Аукционы искусства, русские торги, цифровые данные, спрос и предложение, экономико-статистический анализ

Аннотация

Объектом исследования является рынок предметов русского искусства в современных условиях. Предметом исследования является процесс ценообразования и влияющие на него факторы. Цель настоящего исследования – комплексное экономико-статистическое изучение продаж произведений русского искусства, реализованное посредством проверки гипотез, касающихся соотношения спроса и предложения на отечественном арт-рынке. Инструментарием работы выступили метод группировки, вариационный, корреляционный и факторный виды анализа, примененные по отношению к информационной базе исследования – открытым сведениям интернет-портала ARTinvestment.RU – наиболее полной (свыше 10 000 единиц) и качественно выверенной базы данных «русских торгов» на художественных аукционах.  Для определения взаимосвязей были выбраны два факторных признака, для каждого их которых были проверены по две априорных гипотезы. Во-первых, что численность выставленных для реализации произведений одного мастера окажет влияние на общее количество продаж и их объем (физический и стоимостной показатели). Во-вторых, что место художника в рейтинге продемонстрирует воздействие на число выставленных и проданных работ его авторства. Все четыре названных гипотезы тестировались по совокупности в целом и двум ее половинам (до / после медианы). В работе сформулированы следующие основные выводы. Прежде всего, чем более старым является наследие русских мастеров, тем выше цены на него. Вместе с тем, чем больше продается работ отечественных художников, тем больше их покупается; таким образом, потребительский спрос на российское искусство неограничен. Причем эта тенденция охватывает не только торги старых мастеров, но и ныне живущих авторов. Однако с ростом цен на собственные работы наши современники-соотечественники предпочитают смену тактики, а именно, решают выставлять на продажу меньше произведений, надеясь тем самым на более стремительное увеличение цены. Это оборачивается серьезной стратегической ошибкой для арт-рынка нашей страны: в условиях ограничения полноценного выбора предметов искусства, например, для формирования коллекции, начинает стопориться спрос.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Метрики

Загрузка метрик ...

Биография автора

В. А. Колычева, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, учета и аудита, научный сотрудник Центра эконометрики и бизнес аналитики

Библиографические ссылки

Gyorgy S., Mcandrew C. Art Banking In book: Fine Art and High Finance: Expert Advice on the Economics of Ownership Edited by Mcandrew C. New York: Wiley Press, 2015. Pp.117-133. DOI: 10.1002/9781119204688.ch5

Dobrova U. Sotheby’s: Online Sales & Technology Transforming The Auction House Concept // Art & Design. 14.09.2017. P. 1-2.

Upton-Hansen C. The Financialization of Art. A Sociological Encounter. Thesis submitted to the Department of Sociology of the London School of Economics and Political Science for the Degree of Doctor of Philosophy, London, January 2018. 251 p.

CULTURAL Diplomacy: arts, festivals and geopolitics / edited by M. D. Šešić with L. R. Mijatović, N. Mihaljinac. Beograd: Creative Europe Desk Serbia, Ministry of Culture and Media of Republic of Serbia, Alta Nova 2017. 411 p.

Колычева В. А. Вложения в произведения искусства как долгосрочные инвестиции: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 5. С. 78-85.

Kaye L. M., Spiegle H. N. The Art Market: Would More Regulation Spoil All the Fun? // Art & Advocacy. Vol. 23. October 2016.

Babcock H. M. The Public Trust in Public Art: Property Law’s Case against Private Hoarding of “Public” Art // CONNECTICUT LAW REVIEW. 2018. Vol. 50. No. 3. P. 641-694.

Zarobell J. Art and the Global Economy. Oakland, Los Angeles and London: University of California Press, 2017. 344 p.

Zarobell J. Freeports and the Hidden Value of Art // Arts. 2020. Vol. 9. No. 4. DOI: 10.3390/arts9040117

Heyman S. A Surprising Boom for Russian Art // The International New York Times. October 8, 2014. URL: http: // www.nytimes.com/2014/10/09/arts/international/a-surprising-boom-for-russian-art. (датаобращения: 27.09.2021).

Kolycheva V. Russian Art Market: a View from the Inside // Economic Studies journal. 2016, Vol. XXV, Issue 4. P. 127-134.

KomarovaN. Ups and downs of art commerce: narratives of “crisis” in the contemporary art markets of Russia and India // Theory and Society. 2017. Vol. 46. P. 319-352. https://doi.org/10.1007/s11186-017-9295-1

Komarova N., Velthuis O. Local contexts as activation mechanisms of market development: Contemporary art in emerging markets // Consumption Markets & Culture. 2018. Vol. 21. No. 1. P. 1-21. DOI: 10.1080/10253866.2017.1284065

Арутюнова А. Г. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 232 с.

Милонова М. В., Колчина Е. А., Горелик Д. Д. Международный арт-рынок: проблемы и перспективы развития зарубежного арт-бизнеса в России // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 3. С. 95-108.

Колычева В. А. Искусство оценки искусства: по результатам опроса художественного сообщества Санкт-Петербурга // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 100-109. DOI: 10.31857/S013216250007451-9

Goetzmann W. N. Accounting for Taste: Art and the Financial Markets Over Three Centuries // American Economic Review. 1993. Vol. 83. No. 5. P. 1370-1376.

Etro F., Marchesi S., Stepanova E. Liberalizing Art. Evidence on the Impressionists at the End of the Paris Salon. University Ca' Foscari of Venice, Dept. of Economics Research Paper Series No. 20/WP/2018. August 7, 2018. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3227727

Официальный сайт аукционного дома MacDougall's. URL: https: //macdougallauction.com/rus.(дата обращения: 27.09.2021).

Сахаров А. Н. Оценка невоспроизводимой продукции. М.: ГУУ, 2005.

О подделке (копии) с рисунка Бориса Григорьева - В ресторане - Парижское кафе (rusmuseum.ru) (дата обращения: 27.09.2021).

Кодекс музейной этики ИКОМ. URL: http://icom.org.ru/get.asp?id=a7 (дата обращения: 27.09.2021).

Благосклонов А. М. Арт-бизнес в России – «кот в мешке» или идеальное вложение денег? // Единый художественный рейтинг. 2003. Вып. 7. URL: http://rating.artunion.ru/article16.htm(дата обращения: 27.09.2021).

Van Miegroet H. J., Alexander K. P., Leunissen F. Imperfect Data, Art Markets and Internet Research // Arts. 2019. Vol. 8. No. 76. P. 1-13. doi:10.3390/arts8030076

Официальный сайт интернет-проектаARTinvestment.RU. URL: https: //artinvestment.ru/ (дата обращения: 27.09.2021).

Itaya J.-i., Ursprung H. W. Price and death: modeling the death effect in art price formation // Research in Economics. 2016. Vol. 70, Issue 3. P. 431-445. https://doi.org/10.1016/j.rie.2016.07.005

Bocart F. Y. R. P., Gertsberg M., Pownall R. Glass Ceilings in the Art Market // SSRN Electronic Journal. January 2017. DOI: 10.2139/ssrn.3079017

Cameron L., Goetzmann W. N., Nozari M. Art and gender: market bias or selection bias? // Journal of Cultural Economics. 2019. Vol. 43. P. 279-307. https://doi.org/10.1007/s10824-019-09339-2

Farrell L., Fry J. M., Fry T. R. L. Gender differences in hammer prices for Australian Indigenous art // Journal of Cultural Economics. 2020. https://doi.org/10.1007/s10824-020-09382-4

Velthuis O., BaiaCurioni S. Cosmopolitan Canvases: The Globalization of Markets for Contemporary Art. Oxford, Oxford University Press, 2015. 299 p.

Quemin A. The impact of nationality on the contemporary art market // Sociologia&Antropologia. 2015. Vol. 5. No. 3. P. 825-856. http://dx.doi.org/10.1590/2238-38752015v538

http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198717744.001.0001

Brones S., Moghadam A. New Markets and Territories for Art in the Cities of the Global South // Géographie et cultures. 2016. Vol. 97. P. 1-8. DOI: https://doi.org/10.4000/gc.4531

Загрузки

Опубликован

03.06.2022

Как цитировать

Колычева, . В. А. (2022). Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения . ДИСКУССИЯ | DISCUSSION | Journal of Scientific Publications on Economic, 110(1), 40–52. извлечено от https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/47

Выпуск

Раздел

Экономика и управление народным хозяйством

Категории