Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения
Ключевые слова:
Аукционы искусства, русские торги, цифровые данные, спрос и предложение, экономико-статистический анализАннотация
Объектом исследования является рынок предметов русского искусства в современных условиях. Предметом исследования является процесс ценообразования и влияющие на него факторы. Цель настоящего исследования – комплексное экономико-статистическое изучение продаж произведений русского искусства, реализованное посредством проверки гипотез, касающихся соотношения спроса и предложения на отечественном арт-рынке. Инструментарием работы выступили метод группировки, вариационный, корреляционный и факторный виды анализа, примененные по отношению к информационной базе исследования – открытым сведениям интернет-портала ARTinvestment.RU – наиболее полной (свыше 10 000 единиц) и качественно выверенной базы данных «русских торгов» на художественных аукционах. Для определения взаимосвязей были выбраны два факторных признака, для каждого их которых были проверены по две априорных гипотезы. Во-первых, что численность выставленных для реализации произведений одного мастера окажет влияние на общее количество продаж и их объем (физический и стоимостной показатели). Во-вторых, что место художника в рейтинге продемонстрирует воздействие на число выставленных и проданных работ его авторства. Все четыре названных гипотезы тестировались по совокупности в целом и двум ее половинам (до / после медианы). В работе сформулированы следующие основные выводы. Прежде всего, чем более старым является наследие русских мастеров, тем выше цены на него. Вместе с тем, чем больше продается работ отечественных художников, тем больше их покупается; таким образом, потребительский спрос на российское искусство неограничен. Причем эта тенденция охватывает не только торги старых мастеров, но и ныне живущих авторов. Однако с ростом цен на собственные работы наши современники-соотечественники предпочитают смену тактики, а именно, решают выставлять на продажу меньше произведений, надеясь тем самым на более стремительное увеличение цены. Это оборачивается серьезной стратегической ошибкой для арт-рынка нашей страны: в условиях ограничения полноценного выбора предметов искусства, например, для формирования коллекции, начинает стопориться спрос.
Скачивания
Метрики
Библиографические ссылки
Gyorgy S., Mcandrew C. Art Banking In book: Fine Art and High Finance: Expert Advice on the Economics of Ownership Edited by Mcandrew C. New York: Wiley Press, 2015. Pp.117-133. DOI: 10.1002/9781119204688.ch5
Dobrova U. Sotheby’s: Online Sales & Technology Transforming The Auction House Concept // Art & Design. 14.09.2017. P. 1-2.
Upton-Hansen C. The Financialization of Art. A Sociological Encounter. Thesis submitted to the Department of Sociology of the London School of Economics and Political Science for the Degree of Doctor of Philosophy, London, January 2018. 251 p.
CULTURAL Diplomacy: arts, festivals and geopolitics / edited by M. D. Šešić with L. R. Mijatović, N. Mihaljinac. Beograd: Creative Europe Desk Serbia, Ministry of Culture and Media of Republic of Serbia, Alta Nova 2017. 411 p.
Колычева В. А. Вложения в произведения искусства как долгосрочные инвестиции: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 5. С. 78-85.
Kaye L. M., Spiegle H. N. The Art Market: Would More Regulation Spoil All the Fun? // Art & Advocacy. Vol. 23. October 2016.
Babcock H. M. The Public Trust in Public Art: Property Law’s Case against Private Hoarding of “Public” Art // CONNECTICUT LAW REVIEW. 2018. Vol. 50. No. 3. P. 641-694.
Zarobell J. Art and the Global Economy. Oakland, Los Angeles and London: University of California Press, 2017. 344 p.
Zarobell J. Freeports and the Hidden Value of Art // Arts. 2020. Vol. 9. No. 4. DOI: 10.3390/arts9040117
Heyman S. A Surprising Boom for Russian Art // The International New York Times. October 8, 2014. URL: http: // www.nytimes.com/2014/10/09/arts/international/a-surprising-boom-for-russian-art. (датаобращения: 27.09.2021).
Kolycheva V. Russian Art Market: a View from the Inside // Economic Studies journal. 2016, Vol. XXV, Issue 4. P. 127-134.
KomarovaN. Ups and downs of art commerce: narratives of “crisis” in the contemporary art markets of Russia and India // Theory and Society. 2017. Vol. 46. P. 319-352. https://doi.org/10.1007/s11186-017-9295-1
Komarova N., Velthuis O. Local contexts as activation mechanisms of market development: Contemporary art in emerging markets // Consumption Markets & Culture. 2018. Vol. 21. No. 1. P. 1-21. DOI: 10.1080/10253866.2017.1284065
Арутюнова А. Г. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 232 с.
Милонова М. В., Колчина Е. А., Горелик Д. Д. Международный арт-рынок: проблемы и перспективы развития зарубежного арт-бизнеса в России // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 3. С. 95-108.
Колычева В. А. Искусство оценки искусства: по результатам опроса художественного сообщества Санкт-Петербурга // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 100-109. DOI: 10.31857/S013216250007451-9
Goetzmann W. N. Accounting for Taste: Art and the Financial Markets Over Three Centuries // American Economic Review. 1993. Vol. 83. No. 5. P. 1370-1376.
Etro F., Marchesi S., Stepanova E. Liberalizing Art. Evidence on the Impressionists at the End of the Paris Salon. University Ca' Foscari of Venice, Dept. of Economics Research Paper Series No. 20/WP/2018. August 7, 2018. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3227727
Официальный сайт аукционного дома MacDougall's. URL: https: //macdougallauction.com/rus.(дата обращения: 27.09.2021).
Сахаров А. Н. Оценка невоспроизводимой продукции. М.: ГУУ, 2005.
О подделке (копии) с рисунка Бориса Григорьева - В ресторане - Парижское кафе (rusmuseum.ru) (дата обращения: 27.09.2021).
Кодекс музейной этики ИКОМ. URL: http://icom.org.ru/get.asp?id=a7 (дата обращения: 27.09.2021).
Благосклонов А. М. Арт-бизнес в России – «кот в мешке» или идеальное вложение денег? // Единый художественный рейтинг. 2003. Вып. 7. URL: http://rating.artunion.ru/article16.htm(дата обращения: 27.09.2021).
Van Miegroet H. J., Alexander K. P., Leunissen F. Imperfect Data, Art Markets and Internet Research // Arts. 2019. Vol. 8. No. 76. P. 1-13. doi:10.3390/arts8030076
Официальный сайт интернет-проектаARTinvestment.RU. URL: https: //artinvestment.ru/ (дата обращения: 27.09.2021).
Itaya J.-i., Ursprung H. W. Price and death: modeling the death effect in art price formation // Research in Economics. 2016. Vol. 70, Issue 3. P. 431-445. https://doi.org/10.1016/j.rie.2016.07.005
Bocart F. Y. R. P., Gertsberg M., Pownall R. Glass Ceilings in the Art Market // SSRN Electronic Journal. January 2017. DOI: 10.2139/ssrn.3079017
Cameron L., Goetzmann W. N., Nozari M. Art and gender: market bias or selection bias? // Journal of Cultural Economics. 2019. Vol. 43. P. 279-307. https://doi.org/10.1007/s10824-019-09339-2
Farrell L., Fry J. M., Fry T. R. L. Gender differences in hammer prices for Australian Indigenous art // Journal of Cultural Economics. 2020. https://doi.org/10.1007/s10824-020-09382-4
Velthuis O., BaiaCurioni S. Cosmopolitan Canvases: The Globalization of Markets for Contemporary Art. Oxford, Oxford University Press, 2015. 299 p.
Quemin A. The impact of nationality on the contemporary art market // Sociologia&Antropologia. 2015. Vol. 5. No. 3. P. 825-856. http://dx.doi.org/10.1590/2238-38752015v538
http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198717744.001.0001
Brones S., Moghadam A. New Markets and Territories for Art in the Cities of the Global South // Géographie et cultures. 2016. Vol. 97. P. 1-8. DOI: https://doi.org/10.4000/gc.4531
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2022 В. А. Колычева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующие произведения в журнале «Дискуссия», соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторское право и предоставляют журналу право первой публикации произведения, одновременно лицензированной в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution, позволяющей другим лицам пользоваться произведением с подтверждением авторства и первоначальной публикации в журнале «Дискуссия».
- Авторы вправе заключать с иными лицами лицензионные договоры на условиях простой (неисключительной) лицензии на использование опубликованного в журнале «Дискуссия» произведения (например, размещение его в базах данных университетов, публикация в книге), со ссылкой на его оригинальную публикацию в этом журнале.
- Автор гарантирует, что является правообладателем всех материалов, предоставляемых в редакцию, и что исключительные права на данные материалы не переданы или не предоставлены другим лицам.
- Авторам разрешено и рекомендуется размещать свое произведение в Интернете до и во время процесса подачи, поскольку это может привести к продуктивному обмену, а также к более раннему и более широкому цитированию опубликованных работ.
С момента загрузки произведения и сопроводительных материалов через раздел "Отправка материалов", автор полностью и безоговорочно принимает (акцептует) публичную оферту о заключении авторского соглашения об опубликовании произведения. В соотвтетствии с этим соглашением автор предоставляет издателю на безвозмездной основе неисключительную лицензию на использование созданного автором произведения.
С момента получения произведения и прилагаемых к нему материалов журнал "Дискуссия" вправе использовать полученные произведения без ограничений по своему усмотрению и в пределах всего срока действия исключительных прав, но с обязательным указанием имени автора (авторов) произведения, в том числе публиковать произведения (полностью или в сокращении) на территории всего мира, переводить на другие языки, направлять в репозитории научной информации, размещать в сети Интернет и использовать другими законными способами.