Субъективная оценка методов обучения stem специалистов студенческих общностей в социально- экономическом пространстве России, Белоруссии и Венгрии
Ключевые слова:
STEM образование, методы обучения, трансформация системы высшего образования, эффективность образовательного процесса, социальная среда, экономическая среда, социально-экономические факторы.Аннотация
В данном исследовании представлен квалиметрический анализ эффективности различных методов обучения в социально-экономическом пространстве России, Венгрии и Белоруссии, в Вузах для подготовки бакалавров инженерных специальностей.Основной целью исследования является анализ1 мнения студентов, как основных акторов образовательного процесса, востребованность и эффективность применяемых образовательных методик в вузах стран со схожими социально-экономическими предпосылками хозяйствования и тождественным социокультурным бэкграундом.
Основными задачами исследования являлись: выявление методов обучения, наиболее часто применяющихся в обучающей практике вуза; выявление факторов, влияющих на качество подготовки STEM специалистов; выявление наиболее эффективных методов обучения в оценках студентов; компаративный анализ уровня национальной образованности и преобладающих методов обучения в системе высшего образования исследуемых стран для объективности оценки.
Методология исследования предполагает использование квалиметрического подхода, базирующегося на общепризнанных методах научного познания: сравнении, аналогии, индукции, дедукции, синтезе и пр. обусловленные эвристическими и формально логическими принципами проведения научного исследования. В качестве оцениваемых методов обучения, применяемых в процессе подготовки STEM специалистов, были выбраны методы, встречающиеся во всех трех исследуемых вузах: традиционные лекции и семинары, онлайн-курсы, лабораторные практикумы, мастер классы, деловые игры, проекты, коллоквиумы и производственные практики.Респондентам было предложено, на основе субъективной оценки, определить эффективность каждого метода по десятибалльной шкале, где 10 – наивысшая эффективность, 1 – наименьшая эффективность. Объектом исследования выступило студенческое сообщество Белоруссии, Венгрии и России как особо
чувствительный и точный индикатор эффективности методов обучения STEM специалистов.
Результатом исследования стало выявление наиболее эффективных методов обучения, применяемых к подготовке STEM специалистов с аналогичными факторами внутренней и внешней среды социально-экономического пространства и схожими условиями хозяйствования.
Скачивания
Метрики
Библиографические ссылки
Бороненко Т.А., Федотова В.С. Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. № 2. С. 70–78.
Флек М.Б., Угнич Е.А. Взаимодействие вуза и предприятия: опыт базовой кафедры в подготовке инженерных кадров //Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 3. С. 122–136.
Kemmet E., Nidergaus E. FACTORS INFLUENCING THE CHOICE OF STEM EDUCATION IN RUSSIAN AND HUNGARIAN UNIVERSITIES: A COMPARATIVE ANALYSIS // 13th International Conference of Education, Research and Innovation. 2020. P. 2445-2449.
Муллер О.Ю. Теоретические и практические аспекты внедрения проектного обучения в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. № 1. С. 6–9.
Chulanova O.L., Bogdan E.S. RESEARCH ON FORMATION OF STUDENT’S SOFT SKILLS ENSURING COMPETITIVENESS IN DIGITAL PARADIGM // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Т. 161. P. 506-513.
Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю., Нидергаус Е.О., Жилин А.С., Шолина И.И. Воспроизводство кадров для инновационной экономики: компаративный анализ. Екатеринбург, 2019. 235 с.
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 13.11.2021).
Официальный сайт Венгерского Центрального статистического агентства. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.ksh.hu/stadat_files/okt/en/okt0020.html (дата обращения: 13.11.2021).
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.giac.by/statistika/pokazateli.php (дата обращения: 13.11.2021).
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obrazovateln (дата обращения: 13.11.2021).
Официальный сайт Венгерского Центрального статистического агентства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ksh.hu/stadat_files/okt/en/okt0020.html (дата обращения: 13.11.2021).
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushch (дата обращения: 13.11.2021).
Официальный сайт Венгерского Центрального статистического агентства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ksh.hu/stadat_files/okt/en/okt0020.html (дата обращения: 13.11.2021).
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.giac.by/statistika/pokazateli.php (дата обращения: 13.11.2021).
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 13.11.2021).
Hungarian Central Statistical Office. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ksh.hu/stadat_files/nep/hu/nep0002.html (дата обращения: 13.11.2021).
Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/naselenie/godovye-dannye/ (дата обращения: 13.11.2021).
Официальный сайт Уральского федерального университета. Об Университете в цифрах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urfu.ru/ru/about/today/figures/ (дата обращения: 12.11.2021).
Официальный сайт Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bsuir.by/ru/bguir-eto (дата обращения: 12.11.2021).
Официальный сайт Университета Дунайврош. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uniduna.hu/en/about-us/brief-history (дата обращения: 12.11.2021).
Рейтинг эффективности национальных систем образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://thelearningcurve.pearson.com/ (дата обращения: 14.11.2021).
Аналитический портал Гуманитарные технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info (дата обращения: 02.05.2021).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2021 Е.О. Нидергаус
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующие произведения в журнале «Дискуссия», соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторское право и предоставляют журналу право первой публикации произведения, одновременно лицензированной в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution, позволяющей другим лицам пользоваться произведением с подтверждением авторства и первоначальной публикации в журнале «Дискуссия».
- Авторы вправе заключать с иными лицами лицензионные договоры на условиях простой (неисключительной) лицензии на использование опубликованного в журнале «Дискуссия» произведения (например, размещение его в базах данных университетов, публикация в книге), со ссылкой на его оригинальную публикацию в этом журнале.
- Автор гарантирует, что является правообладателем всех материалов, предоставляемых в редакцию, и что исключительные права на данные материалы не переданы или не предоставлены другим лицам.
- Авторам разрешено и рекомендуется размещать свое произведение в Интернете до и во время процесса подачи, поскольку это может привести к продуктивному обмену, а также к более раннему и более широкому цитированию опубликованных работ.
С момента загрузки произведения и сопроводительных материалов через раздел "Отправка материалов", автор полностью и безоговорочно принимает (акцептует) публичную оферту о заключении авторского соглашения об опубликовании произведения. В соотвтетствии с этим соглашением автор предоставляет издателю на безвозмездной основе неисключительную лицензию на использование созданного автором произведения.
С момента получения произведения и прилагаемых к нему материалов журнал "Дискуссия" вправе использовать полученные произведения без ограничений по своему усмотрению и в пределах всего срока действия исключительных прав, но с обязательным указанием имени автора (авторов) произведения, в том числе публиковать произведения (полностью или в сокращении) на территории всего мира, переводить на другие языки, направлять в репозитории научной информации, размещать в сети Интернет и использовать другими законными способами.