ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАКАРЕНКО А. С. И СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Авторы

  • Е. В. Говердовская Пятигорский медико-фармацевтический институт (г. Пятигорск, Российская Федерация)
  • С. В. Иванова ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация)
  • Е. В. Мензул ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация)
  • Е. А. Василевская ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация)

Ключевые слова:

коллективизм, экономический человек, человек рациональный, конкуренция, индивидуализм, каноническая модель, педагогика

Аннотация

Концепция «экономического человека»[1] подразумевает рыночный подход к обоснованию мотивов и решений экономического агента, которые не предусматривают гуманистических традиций в своей сущностной основе. В данном исследовании рассматривается человек, как субъект хозяйственной, общественной активности в рыночных условиях капиталистической системы хозяйствования, но мотивы и действия которого обусловлены воспитанием и трудовой деятельностью в рамках концепции великого отечественного исследователя и педагога Макаренко Антона Семёновича. Актуальность исследования объективируется современными условиями хозяйствования, когда современный экономический человек, выступая экономическим агентом преследует цель максимизации прибыли в конкурентной среде, при этом искажая (игнорируя) моральный и нравственный аспект своих действий. Объектом исследования выступает парадигма субъекта экономической активности в экономических науках. Предмет исследования - теоретическая модель человека, имеющего признак экономической активности (субъекта экономической деятельности) в рамках концепции Макаренко А. С. Цель исследования – представить теоретическую модель экономического человека, которая является содержательным антагонистом общепринятой модели экономического человека Адама Смита в аналогичной системе и условиях хозяйствования. Методология исследования – использованы общенаучные методы теоретического анализа экономического и педагогического знания. Результаты исследования: 1. Представлено содержательное описание теоретической модели экономического человека в рамках концепции А. Смита; 2. Представлен собственный теоретический образ экономически активного человека в рамках педагогической концепции А. С. Макаренко; 3. Представлен теоретический сравнительный анализ двух концептуальных моделей экономического человека с выделением достоинством и недостатков каждой модели.

 

[1] Далее «экономический человек» не будет приниматься в кавычки, так как очевидно, что это собственное  наименование теоретического конструкта

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Метрики

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Е. В. Говердовская , Пятигорский медико-фармацевтический институт (г. Пятигорск, Российская Федерация)

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики, заместитель директора по непрерывному образованию

С. В. Иванова, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация)

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики

Е. В. Мензул, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация)

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и цифровой дидактики

Е. А. Василевская , ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (г. Самара, Российская Федерация)

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики

Библиографические ссылки

Camerer C. F., Fehr E. When does" economic man" dominate social behavior? //science. – 2006. – Т. 311. – №. 5757. – С. 47-52.- DOI: 10.1126/science.1110600.

Grampp W. D. Adam Smith and the economic man //Journal of Political Economy. – 1948. – Т. 56. – №. 4. – С. 315-336.

Родионова, Н. Модель "экономического человека" в системе экономических знаний / Н. Родионова // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 56-67. – EDN IJWMIF.

Курков, И. И. Современный экономический человек / И. И. Курков // Science Time. – 2014. – № 7. – С. 193-197. – EDN SJINGF.

Persky J. The ethology of homo economicus //Journal of Economic Perspectives. – 1995. – Т. 9. – №. 2. – С. 221-231.- DOI: 10.1257/jep.9.2.221.

Mill J. S. On the definition of political economy; and on the method of investigation proper to it //London and Westminster Review. – 1836. – Т. 4. – №. October. – С. 120-164.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. (Пер. Скворцова – Степанова.) Т. 1 Кн. 1. Процесс производства капитала. М., Политиздат, 1978.- 907 с.

Чаплыгина, И. Г. "Экономический человек" Дж. С. Милля и А. Смита: методологический аспект/И. Г. Чаплыгина // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2015. – Т. 7. – № 2(16). – С. 15-27. – EDN VSXAVL.

Kurz H. D. Adam Smith on markets, competition and violations of natural liberty //Cambridge Journal of Economics. – 2016. – Т. 40. – №. 2. – С. 615-638.- DOI: 10.1093/cje/bev011.

Боркин, Л. Я. Карл Линней (1707-1778) как зоолог /Л. Я. Боркин //Труды Зоологического института РАН. – 2009. – Т. 313. – № S1. – С. 9-78. – EDN KWRSGL.

Samuelson P. A. The canonical classical model of political economy //Journal of economic literature. – 1978. – Т. 16. – №. 4. – С. 1415-1434.- JSTOR: 2723556.

Макаренко, Антон Семенович (1888-1939). Педагогическая поэма [Текст] / Антон Макаренко. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 557 с.; 24 см.- ISBN 978-5-00100-197-3.

Макаренко, Антон Семенович (1888-1939). Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. /А. С. Макаренко; редкол. М. И. Кондаков и др. ; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1983 - 1986.

Макаренко, Антон Семенович (1888-1939). Человек должен быть счастливым /Антон Семенович Макаренко. - Москва : Карапуз, 2009. – 285 с.; 21 см. - (Педагогика детства).- ISBN 978-5-9046-7218-8.

Макаренко, Антон Семенович. Коллектив и воспитание личности /[Сост. и авт. вступ. статьи, с. 5-22, В. В. Кумарин]. - Москва : Педагогика, 1972. - 334 с.

Макаренко, Антон Семенович. Воспитание гражданина: [Сборник] /А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1988. - 301 с.- ISBN 5-09-000780-2.

Ostrom E. A behavioral approach to the rational choice theory of collective action: Presidential address, American Political Science Association, 1997 //American political science review. – 1998. – Т. 92. – №. 1. – С. 1-22.- DOI: 10.2307/2585925.

Rubinstein A. John Nash: the master of economic modeling //The Scandinavian Journal of Economics. – 1995. – Т. 97. – №. 1. – С. 9-13.- DOI: 10.2307/3440824.

Загрузки

Опубликован

11.03.2023

Как цитировать

Говердовская , Е. В., Иванова, С. В., Мензул, Е. В., & Василевская , Е. А. (2023). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАКАРЕНКО А. С. И СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИСКУССИЯ | DISCUSSION | Journal of Scientific Publications on Economic, 114(5), 6–14. извлечено от https://discussionj.ru/index.php/polemik/article/view/84