ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ – ЭКОНОМИСТОВ
Ключевые слова:
Информационная культура, философия культуры, академическая среда, экономика, экономические данные, экономическая информация, экономическая вера, экспликация, импликация, экстраспекция, интроспекцияАннотация
Информационная культура, являясь междисциплинарной категорией оказывает значительное влияние на формирование компетенций и квалификации будущих выпускников, определяя содержание стандартов высшего образования. Исследование понятия и содержания информационной культуры в рамках философии культуры и экономического знания необходимо для понимания и эффективной передачи личностных, предметных и метапредметных компетенций студентам. Объектом исследования выступает культура, как совокупность динамических форм, принципов, навыков, способов и иных форм человеческой активности. Предметом исследования выступает способность человека к рефлексивному обнаружению информации, осознанию создания и передачи информации, трансформации информации в новое знание и этического участия в учебных и академических сообществах экономистов. Цель исследования – теоретическое и эвристическое осмысление понятия информационной культуры, её места и роли в студенческом и академическом сообществе. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ понятий и категорий информации, знания, веры и данных; 2. Содержательный анализ филогенеза и онтогенеза информационной культуры; 3. Установление роли информационной культуры в жизни общества и личности; 4. Сравнение западной и национальной информационной культуры студенческих и академических сообществ; 5. Формулировка теоретической модели построения информационной культуры, учитывающий национальные, межэтнические и этические нормы российского общества. Результаты исследования: 1. Представлена такая категория организации информации, как триада информации; 2. Представлен элемент триады – экономическая вера и дана авторская дефиниция понятия; 3. Представлены уровни организации информационной культуры согласно Классификации АПН СССР и биологического возраста человека; 4. Аргументировано, что информационная культура – категория, которая дихотмична в своей природе; 5. Представлена теоретическая модель формирования информационной культуры студента экономиста.
Скачивания
Метрики
Библиографические ссылки
Трубицына, Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры инновационного типа у современных школьников / Е. В. Трубицына // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 41-48. – EDN OWHXQR.
Гулякин, Д. В. Современный вуз как среда, реплицирующая культуру общества / Д. В. Гулякин // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2012. – № 6. – С. 91-95. – EDN RAPXRR.
Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.; 27 см.; ISBN 978-5-903036-99-8 (В пер.).
Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, А. Ю. Новиков, И. В. Топчий. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 596 с. - ISBN 978-5-222-15784-8.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с. : ил., портр.; 26 см.; ISBN 5-85270-230-7.
Варавва, М. Ю. Информация, знания, научные знания как базовые категории новой экономики / М. Ю. Варавва // Теоретическая экономика. – 2018. – № 2(44). – С. 120-127. – EDN YPTVLF.
Извекова, Т. Ф. Абсолют, человек, вера, знание: философская концепция их единства и взаимосвязи Ф.М. Достоевского / Т. Ф. Извекова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2020. – № 2(52). – С. 147-155. – EDN UWUDWY.
Ержанова, Ф. М. Аксиологический аспект концептов "вера", "знание" / Ф. М. Ержанова // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 12. – С. 31-35. – EDN QADYYS.
Астафьева, В. И. Экономическая информация в обеспечении устойчивости фирмы : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Астафьева Велеконида Ивановна. – Бишкек, 2013. – 25 с. – EDN ZPCWXR.
Антосик, Л. В. Теоретические основы исследования информации как экономической категории / Л. В. Антосик, П. А. Карагезьян // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. – 2006. – № 1. – С. 65-70. – EDN XIGYLH.
Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. - 2-е изд., испр. - Москва : Изд. дом "ИНФРА-М", 1998. - 476, [2] с.; ISBN 5-86225-758-6 (В пер.).
Теплая, Н. А. Сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза / Н. А. Теплая, А. А. Червова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1-2(77). – С. 168-171. – EDN PZXIEJ.
Пронина, Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества / Л. А. Пронина // Аналитика культурологии. – 2008. – № 1(10). – С. 75-91. – EDN QYTINT.
Шилова, О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога / О. Н. Шилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2004. – Т. 4, № 9. – С. 149-158. – EDN KVZBXJ.
Ляненко, Т. Н. Формирование информационной культуры младших школьников / Т. Н. Ляненко // Образование Луганщины: теория и практика. – 2021. – № 2(21). – С. 29-32. – EDN NRWHFK.
Рыкова, А. С. Роль педагога в формировании культуры ЗОЖ у учащихся / А. С. Рыкова, Е. А. Костылева // Социальная компетентность. – 2021. – Т. 6, № 4(22). – С. 432-438. – EDN SDZIMH.
Вершинина, Н. А. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у педагогов начальных классов / Н. А. Вершинина, С. Н. Малафеева // Специальное образование. – 2017. – № 4(48). – С. 43-54. – EDN YNXHND.
Сергеева, Л. А. Формирование информационной культуры будущего педагога в практике изучения профессиональных дисциплин в вузе / Л. А. Сергеева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2020. – Т. 19, № 4(46). – С. 53-60. – DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-53-60. – EDN JSHVIX.
Аникина, Н. В. Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственного экономического образования "школа-вуз" : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Аникина Наталья Васильевна. – Саранск, 2006. – 146 с. – EDN NOBYON.
Васильева, О. Е. Информационная культура и профессиональная подготовка студентов-гуманитариев в вузе / О. Е. Васильева // . – 2011. – № 9. – С. 68-73. – EDN RHWNGJ.
Груздева, М. Л. Вопросы формирования профессиональной информационной культуры студентов вузов экономического профиля / М. Л. Груздева // . – 2011. – № 1(4). – С. 256-262. – EDN TSELRZ.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2023 Ф. С. Файзуллин, Ф. М. Гарипова, Р. А. Кашапова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующие произведения в журнале «Дискуссия», соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторское право и предоставляют журналу право первой публикации произведения, одновременно лицензированной в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution, позволяющей другим лицам пользоваться произведением с подтверждением авторства и первоначальной публикации в журнале «Дискуссия».
- Авторы вправе заключать с иными лицами лицензионные договоры на условиях простой (неисключительной) лицензии на использование опубликованного в журнале «Дискуссия» произведения (например, размещение его в базах данных университетов, публикация в книге), со ссылкой на его оригинальную публикацию в этом журнале.
- Автор гарантирует, что является правообладателем всех материалов, предоставляемых в редакцию, и что исключительные права на данные материалы не переданы или не предоставлены другим лицам.
- Авторам разрешено и рекомендуется размещать свое произведение в Интернете до и во время процесса подачи, поскольку это может привести к продуктивному обмену, а также к более раннему и более широкому цитированию опубликованных работ.
С момента загрузки произведения и сопроводительных материалов через раздел "Отправка материалов", автор полностью и безоговорочно принимает (акцептует) публичную оферту о заключении авторского соглашения об опубликовании произведения. В соотвтетствии с этим соглашением автор предоставляет издателю на безвозмездной основе неисключительную лицензию на использование созданного автором произведения.
С момента получения произведения и прилагаемых к нему материалов журнал "Дискуссия" вправе использовать полученные произведения без ограничений по своему усмотрению и в пределах всего срока действия исключительных прав, но с обязательным указанием имени автора (авторов) произведения, в том числе публиковать произведения (полностью или в сокращении) на территории всего мира, переводить на другие языки, направлять в репозитории научной информации, размещать в сети Интернет и использовать другими законными способами.